Территории Коды Игра Закладка  

   Раздел:: ПФО.Метод.Ру

 

Общие сведения об образовании в области / Кировская область

Untitled Document

Общие сведения об образовании в области

Количество учебных заведений в области:

Дошкольные учреждения

928

Численность детей, тыс чел

56

Количество школ

1014

Число учащихся на 100 тысяч чел

14926

Количество негосударственных школ

5

Число учащихся на 100 тысяч чел

20

Количество специальных учебных заведений

34

Число учащихся на 100 тысяч чел

1422

Количество ВУЗов

8

Число студентов на 100 тысяч чел

4865

Количество негосударственных ВУЗов

3

Число студентов на 100 тысяч чел

168

Проблемы в сфере образования

В последние годы все четче просматривается тенденция к увеличению числа подростков и молодых людей, прерывающих учебу по различным причинам (более 5 тыс. человек) .  Одной из таких причин являются материальные затруднения, связанные с широко распространяющейся платностью профессионального образования, особенно среднего специального и высшего.

Причина развития коммерческого  (платного)  образования нахо­дится в кризисе образования не только в области, но и по России в целом.  Показателями кризиса общеобразовательной школы в области являются:  ухудшение  материально-технической  базы  (149  школьных зданий, в силу их ветхости, подлежат сносу; 443 здания, или 42%, требуют срочного капитального ремонта; в 5 раз сократилось строительство школ; школам хронически не хватает оборудования, инвентаря, учебно-наглядных пособия и учебников) ; необходимость организации учебных занятий во вторую и третью смены (19,1% всех учащихся дневных государственных общеобразовательных школ работают в условиях  2х-3х  сменки);  снижение  социальной престижности  профессии учителя, что вынуждает уходить из школы, менять профессию (по со­стоянию на март 1998 года в кировских школах не хватает 530 учителей и воспитателей, из выпускников педагогических училищ и вузов лишь 15% идут работать в школы); пикеты органов власти (за 1998 год было проведено учителями общеобразовательных школ более 25 пикетов городских и районных администраций, в которых приняло уча­стие более 1000 человек), применение других радикальных действий (за 1997/98 учебных год учителями не было проведено более 1500 учебных часов путем объявления забастовок),  к которым все чаще прибегают учителя в условиях длительных задержек выплаты заработной платы (задолженность по зарплате учителям составляет 4 месяца) .

Все это, безусловно, отражается на качестве образования. При этом, социально-экономические проблемы вынуждают наиболее сильных учителей и воспитателей искать работу и уходить в негосударственную коммерческую сферу образования. В области существует более 30 негосударственных учебных заведений,  осуществляющих образовательный процесс на платной основе.

Вызывает беспокойство и довольно быстрое, как следствие сложившихся условий жизни в целом и в школе в частности, увеличение числа коррекционных школ и классов выравнивания (в 1997 году в них обучалось 3,7% , а в 1998 году уже 4,1% всех учащихся).

Наряду с общеобразовательными школами, похожие проблемы суще­ствуют в системе ПТУ и техникумов. Кроме типичных для сферы образова­ния проблем, профучилища и техникумы все чаще сталкиваются с проблемой трудоустройства своих выпускников. В 1998 году не трудоустроенными оказались  28,7%  выпускников ПУЗов и 45,2%  выпускников техникумов и ССУЗов.

Основными проблемами вузов являются следующие:  непрестижность труда, низкая зарплата и уход из институтов прежде всего в коммерческие структуры квалифицированных преподавательских кадров, необходимость «подработки» (совместительство или «вторичная» занятость),  социальная дифференциация студенчества  (так,  в 1998 году более 30% абитуриентов поступили в вузы с полным возмещением затрат на обучение),  рост девиантного поведения в студенческой среде (преступность, наркомания, половая распущенность), нарастающее разочарование политикой государства и, как следствие, снижение мотивов к учебе,  ухудшение физического и психического состояния студентов в силу перегруженности поиском средств существования.


© 2001—2004, Аналитический департамент ЦСИ ПФО,