Территории Коды Игра Закладка  

   Раздел:: ПФО.Метод.Ру

 

Экономика / Кировская область

Экономика

Структура промышленности Кировской области. Опорные производства

Структура производства промышленной продукции.

Наибольший удельный вес в объеме производства промышленной продукции области по итогам 1999 года занимают отрасли:

Название
%%
по области
%%
по России
Машиностроение и металлообработка
21.7%
-
Химическая промышленность
17.4%
2 %
Лесная, деревообрабатывающая,
целлюлозно-бумажная промышленность
16%
2.6 %
Пищевая промышленность
15%
-
Электроэнергетика
11.4%
-
Легкая промышленность
4.3%
-

 

В соответствии со среднесрочной программой Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах» в Кировской области определены опорные отрасли и производства. В 1997 году была разработана Концепция социально-экономического развития Кировской области на период до 2000 года. Приоритетными направлениями в промышленности определены - машиностроение, основу которого составляют предприятия ВПК, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, легкая промышленность. В рамках реализации Концепции были разработаны региональные программы.

Машиностроение и металлообработка

В машиностроении и металлообработке удельный вес которого в отраслевой структуре промышленности сократился с 21,6 процента в 1991 году до 16,4 процента в 1996 году, опорными были определены 8 предприятий, 6 из которых - предприятия оборонного комплекса: ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот», ОАО Электромашиностроительный завод «Лепсе», ГП «Нововятский механический завод», ГП Кировский завод «Сельмаш», ФГУП «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек», ОАО «Кировский завод «Маяк»; ОАО «Кирсинский кабельный завод» - одно из крупнейших предприятий электротехнической промышленности России; ОАО «Кировский завод им.1 Мая» - единственное в стране предприятие, выпускающее дизель-электрические железнодорожные краны, а также шпалоподбивочные, выправочно-рихтовочные платформы. Для поддержки предприятий ВПК в области была разработана Целевая программа реструктуризации и конверсии предприятий оборонных отраслей промышленности на 1998-2000 годы. В ее разработке были использованы планы развития предприятий с опорой, в основном, на свои резервы при поддержке администрации области. Одной из главных целей было определено сохранение базовой специализации предприятий. При продолжающемся в 1997-1999 годах падении оборонного заказа возросла роль заказов по линии военно-технического сотрудничества как фактора стабилизации социально-экономической ситуации на предприятиях и как основного источника для финансирования конверсионных работ. По инициативе и поддержке администрации области было создано Региональное отделение Государственной Компании «Росвооружение», которое оказывает содействие предприятиям в заключении экспортных контрактов и согласовывает их выполнение. Финансирование конверсионных работ из федерального бюджета осуществлялось во все меньших объемах (в 1998 году- 1,9 млрд. рублей). Предприятиям приходилось самим изыскивать средства. Помощь администрации области была оказана в виде налоговых льгот из областного бюджета и территориального дорожного фонда на договорной основе и только тем предприятиям, которые представили бизнес-планы по техперевооружению и освоению новых видов высоколиквидной продукции. Кроме того, администрация области оказывала поддержку конверсионным работам через механизм областного заказа для обеспечения потребности социальной сферы в промышленной продукции, для более эффективного использования местных энергетических ресурсов и улучшения оснащения техникой сельхозпроизводителей. что в свою очередь решало важнейшую социальную задачу - сохранения на предприятиях ВПК высококвалифицированных кадров. В 1999 году предприятия ВПК выполнили по областному заказу работ на 37,3 млн. руб. Результатом работы по реализации Программы является значительное увеличение выпуска продукции на предприятиях ВПК в машиностроении в 1999 году - в 2,7 раза. Удельный вес продукции оборонных предприятий поднялся с 41 процента в 1996 году до 72 процентов в 1999 году. Улучшилась и финансовая ситуация на предприятиях. Все опорные предприятия заканчивают год без убытков, тогда как в 1996 году больше половины работали убыточно, налоговые платежи во все уровни бюджета увеличились в 4,3 раза, ликвидирована задолженность по зарплате. Все предприятия имеют инвестиционные проекты пли перспективы роста. На 2000 год ожидается рост объемов на этих предприятиях на 40 процентов; что позволит создать дополнительно 600 рабочих мест и увеличить налоговые платежи на 55 процентов.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Развитие лесопромышленного комплекса - одно из стратегических направлений подъема экономики области, предусматривает рациональное использование лесных ресурсов, через более полную загрузку мощностей деревообрабатывающих предприятий, создание на их базе комплексов с законченным циклом работы от лесозаготовки до выпуска и реализации готовой продукции, увеличение доли продукции глубокой переработки за счет использования низкосортной древесины на основе химической и химике - механической переработки. В качестве опорных определены 8 предприятий: акционерные общества «Нововятский лыжный комбинат», «Майсклес», «Лузский лесопромышленный комбинат», «Полеко», «Фанерный комбинат «Красный якорь», «Стайлинг», «Слободской мебельный комбинат», «Эликон». Благодаря мерам, предпринятым администрацией области:
- выделение товарного кредита на заготовку древесины и проведение лесосплавных работ- 10,9 млн. руб.;
- выделение вексельного кредита на приобретение дизельного топлива и пополнение оборотных средств - 10 млн. руб.;
- ссуда из федерального бюджета для создания межсезонных запасов сырья- 17 млн. руб.;
- частичная компенсация затрат на содержание объектов социальной сферы из федерального бюджета - 3,5 млн. руб,;
- предоставления налоговых льгот в 1998 - 1999гг. в части областного бюджета и территориального дорожного фонда;
- введения областного заказа на поставку лесоматериалов в счет долгов в областной бюджет;
- заключения соглашения с ГЖД о снижении железнодорожного тарифа на 30 процентов
удалось остановить снижение объемов производства и в 1999 году достигнуть темпов роста 110,6 процента. За три года более, чем на треть увеличился выпуск деловой древесины, пиломатериалов, бумаги, лыж, на 65 процентов - фанеры клееной и ДСП, в 2 раза - ДВП и спичек, в 3 раза - картона. Область по темпам роста объемов заготовки и переработки леса вышла на 4 место в России. Улучшилось финансовое состояние предприятий лесопромышленного комплекса: в 1998 году сократилась доля убыточных предприятий; поступления налоговых платежей увеличились в 2.4 раза. Опорные предприятия увеличили объемы производства на 29 процентов, и увеличили поступления налоговых платежей в 2.9 раза. В 2000 году на предприятиях отрасли продолжится осуществление мероприятий по освоению новых видов материалов, современной мебели, продукции деревянного домостроения, и в первую очередь имеющих экспортную направленность. В целом по отрасли ожидается рост объемов производства - 313 процентов, в том числе определенных базовыми предприятиях - 120 процентов.

Легкая промышленность

Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона является возрождение легкой промышленности, удельный вес которой в отраслевой структуре промышленности области составлял 4,3 процента в 1996 году против 18,2 процентов в 1991 году. В целях реализации этой задачи была разработана в 1997 году программа развития легкой, текстильной и местной промышленности. В отрасли насчитывается порядка 80 предприятий, самыми крупными (базовыми) предприятиями являются:

Кировский комбинат искусственных кож 43.7%
Слободское меховое АО «Белка» 12.5%
ОАО Вахрушиюфть 7.6%
Меховое ПТ ОАО «Метако» 3.1%

которые выпускают 67 процентов от объема производства по отрасли. В 1999 году темп роста в сопоставимых ценах по отрасли составил 132,8 процента, по базовым - 161, 2 процента. Наращивание объемов производства товарной продукции позволило увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней в 1999 году на 44,4 млн. рублей, или в 1,7 раза. Такие результаты удалось достичь благодаря оказываемой предприятиям финансовой поддержки в течение последних трех лет в виде налоговых льгот по платежам в областной бюджет и территориальный дорожный фонд. Высвобожденные средства направлялись на пополнение обо­ротных средств и техническое перевооружение предприятий. Под гарантию областного бюджета получили ссуду из федерального бюджета в 1999 году ОАО «Кировский комбинат искусственных кож» - 25 млн. рублей, 000 фирма «Белка-элита» - 5 млн. рублей на пополнение оборотных средств. Для дальнейшей стабилизации работы легкой промышленности области представляется целесообразным:

1. Провести реструктуризацию долгов предприятий по ссудам, полученным в 1995-1997 годах из федерального бюджета с отсрочкой их погашения на 4-5 лет и списанием санкций за несвоевременный возврат ссуд и процентов за пользование ссудой, с принятием соответствующего постановления Правительства РФ.
2. Заключить долгосрочное межгосударственное Соглашение со странами СНГ на поставку в Россию овчины, каракуля, хлопка.
3. Ввести государственное регулирование цен на энергоносители и железнодорожные тарифы.
4. Осуществлять льготное кредитование отрасли под сезонную заготовку сырья и материалов за счет средств федерального бюджета.
5. Увеличить до 30-35 процентов квоты на вывоз из России кожевенно-мехового и шубноовчинного сырья или ввести полный запрет на его вывоз.
6. В соответствии со статьей 64 Налогового кодекса РФ дополнить Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых при предоставлении отсрочки по уплате налога, кожевенно-меховой промышленностью. Решение проблемных вопросов на федеральном уровне позволит увеличить загрузку производственных мощностей, нарастить объемы производства товарной продукции, увеличить налогооблагаемую базу и создать новые рабочие места.

Химическая и нефтехимическая промышленность

В химической и нефтехимической промышленности, удельный вес которой в объеме промышленного производства области вырос с 8,4 процента в 1991 году до 18,3 процента в 1996 году. В качестве опорных представлены 2 предприятия: ОАО "Кирово - Чепецкий химический комбинат им. Б.П.Константинова" - производство минеральных удобрений, соды каустической, фторопластов, более 40 процентов идет на экспорт. Индекс физического объема товарной продукции за 1999 год составил 111,4 процента. Предприятие обеспечивает удобрениями сельхозпроизводителей области (товарным кредитом) и осваивает новые виды калийных комплексных удобрений для широка о потребителя. В связи с ростом цен на газ и тарифов на электроэнергию в тeкущем голу значительно снизилась рентабельность продукции.
ОАО "
Кировский шинный завод" выпускает более 7 процентов общероссийского производства шин. В 1999 году предприятию удалось увеличить объем производства на 18.3 процента и восстановить докризисный уровень В 2000 году темп роста ожидается на уровне 118 процентов. Оба предприятия имеют несколько перспективных инвестиционных проектов освоения продукции на уровне лучших мировых аналогов. Отрасль является одной из основных плательщиков налогов. 3а 1999 год поступления налогов во все уровни бюджета увеличились в 1.7 раза.

Основные промышленные предприятия

Список крупных промышленных предприятий Кировской области.

Отрасль,предприятие
Ф.И.О. руководителя, телефон
Основная специализация
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА
ОАО «Кировэнерго» Легконравов Виталий Львович
69 - 13 - 59
Производство электрической и тепловой энергии .
ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
ОАО «Омутнинский металлургический завод» Кузнецов Владимир Андреевич 2 -63 - 10 Сталь, трубы стальные бесшовные, сортовой прокат черных металлов
ХИМИЧЕСКАЯ И НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ
ОАО "Кировский шинный завод" Гонцов Леонид Андреевич 67-95-91 Автошины грузовые, сельскохозяйственные. легковые, мотоциклетные.
ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П.Константинова" Дрождин Борис Иванович 62-79 -21 Минеральные удобрения, сода каустическая, фторопласты.
МАШИНОСТРОЕНИЕ
ОАО "Кировский машзавод 1 Mая" Синцов Вячеслав Васильевич 23-23 -44 Железнодорожные краны.
ОАО «Сосновский судостроительный завод» Николай Владимирович Шемякин 2- 39-79 Лодки., катера, плавучие дачи.
ОАО "Кировский станкостроительный завод" Торонченко Павел Григорьевич 62 - 33 - 51 Деревообрабатывающее оборудование
АОЗТ Кировский завод «Крин» Филипковский Сергей Николаевич 62-33-18 Деревообрабатывающие станки. металлорежущее оборудование.
Вятское машиностроительное предприятие «Авитек» Смердов Владимир Сергеевич 23 - 25 - 22 Лазерные технологические комплексы, кресло вибромассажное медицинское, пневмозернопогрузчик, стиральная машина «Мини-Вятка»
ОАО Электромашиностроительный завод «Лепсе» Мамаев Геннадий Александрович 23-23-10 Моторедукторы стеклоподъемника. электродвигатели малой мощности, насосы «Водолей»
ОАО «Вятско-полянский Машстройзавод «Молот» Пшеничников Эдуард Юрьевич 6-14-76 Аппарат отопительный АОГВ -23, автоприцепы, боковые прицепы, микроволновые печи.
Завод "Сельмаш" Сысоев Вячеслав Максимович 25-22-22 Станки металлорежущие, эамочно-скобяные изделия.
АООТ «Бело- Холуницкий машстройзавод» Елькин Валерий Михайлович I -10-80 Конвейеры ленточные и винтовые. элеваторы цепные металлические гаражи.
ОАО «Кировский завод «Маяк» Смирнов Сергей Алексеевич 64-41-28 Устройство ЧПУ, швейная машина «Мила», бытовая печь СВЧ.
ОАО «Кирскабель» Козунин Иван Михайлович 65 - 02 - 50 Кабели контрольные провода неизолированные.
ГП "Нововятский механический завод" Сафонов Михаил Константинович 31-80-00
ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
МПТ ОАО «Стайлинг» Ефимова Анна Григорьевна 62-65-24 Спальные гарнитуры, корпусная мебель, офисная мебель.
ОАО «Нововятский лыжный комбинат» Иванцов Александр Викторович. 62-48-05 Лыжи, паркетные изделия, ДСП.
ОАО «Лузский ЛПК» Соколов Анатолий Артемьевич 1-11-06 Пиломатериалы.
ОАО «Полеко» . Куклин Иван Витальевич 1 - 13-90 ДВП, пиломатериалы.
ОАО Фанерный комбинат «Красный якорь» Семененко Виктор Федорович. 4-40-81 Фанера клееная
ОАО «Эликон» Скурат Станислав Александрович 3-11-42 Бумага и бумажно-беловые материалы
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ОАО «Кировский комбинат искусственных кож» Иванов Александр Григорьевич 23-26-83 Искусственные кожи, подошвы.
ОАО «Вахрушиюфть» Данелян Сергей Эдуардович 4-13 -80 Юфтевые кожтовары
Слободское меховое АО «Белка» Тарасов Леонид Васильевич 4 - 35 - 74 Меховые изделия.
ОАО «Метако» Зонова Любовь Ивановна 65 -47-40 Меловые изделия из шубно-овчинного сырья.
МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ГП "Кировский биохимический завод" Гребенев Иван Афанасьевич 25 - 72-83 Фурфуриловый спирт, этиловый спирт, дрожжи кормовые.
ДРУГИЕ ОТРАСЛИ
ОАО «Кировэлектросвязь» Поповский Валерий Петрович 62-98 - 31 Предоставление услуг электросвязи

 

 

Список крупных сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Кировской области

Наименование предприятия

Направление хозяйства

Руководитель

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.

ЗАО племзавод «Красногорский»

молочное, овощеводство закрытого и от­крытого грунта

ЕРЕМИН Николай Михайлович

2.

АОЗТ агрофирма «Дороничи»

свиноводческое

ЗЫКОВА Любовь Васильевна

3.

АОЗТ «Зверохозяйство «Вятка»

пушное звероводство

КОЗЛОВСКАЯ Капитолина Николаевна

4.

СХПК - СХА (колхоз) коллективное племенное пред­приятие «Пижанское»

мясомолочное

БЫЗОВ Герман Афанасьевич

5.

СХПК - СХА (колхоз) «Зерновой»

зерновое

ХАЙРУЛЛИН Зинатула Гиниятович

6.

СХПК племзавод «Соколовка»

племенное свиноводство

ЯГДАРОВ Вячеслав Николаевич

7.

СХПК племзавод «Октябрьский»

мясомолочное

РОСЛЯКОВ Николай Николаевич

8.

СХПК - СХА (колхоз) Агрофирма «Средне-Ивкино»

молочное

ХАРЬКИН Николай Викторович

ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

9.

ОАО «Кировский маргариновый завод»

производство майонеза и маргарина

САВИНЫХ Владимир Васильевич

10.

ОАО «Кировский кондитерско-макаронный комбинат»

производство макаронных и кондитерских изделий

ВОЙЛОКОВ

Николай Петрович

11.

АО «Вятич» (пивзавод)

производство пива и безалкогольных напитков

КУРАГИН Николай Витальевич

12.

ООО «Слободская пивоваренная компания»

производство пива

РЕДКИХ Тамара Анатольевна

13.

ОАО «Слободской спирто-водочный завод»

производство спирта и ликероводочной продукции

КОСИЦКИЙ Евгений Яковлевич

14.

АООТ «Вятводспирт»

производство спирта, водки и ликероводочной продукции

БАРАНОВ

Владимир Ильич

15.

ОАО «Уржумский спиртоводочный завод»

производство спирта, водки и ликероводочных изделий

ДАРОВСКИХ Владимир Иванович

16.

ОАО «Яранский спиртоводочный завод»

производство спирта, водки и ликероводочных изделий

ФРОЛОВ Юрий Евгеньевич

17.

ОАО «Кировский мясокомбинат»

переработка мяса

ХЛОПОВ Николай Александрович

18.

АООТ «Слободской мясо­комбинат»

переработка мяса

КСЕНОФОНТОВ Сергей Александрович

19.

ОАО «Стратег» (мясокомбинат)

переработка мяса

ВОРОЖЦОВ Виктор Ильич

20.

ЗАО «Кировский молочный комбинат»

переработка молока

СУРАЕВ Василий Куприянович

21.

АО «Яранский комбинат молочных продуктов»

переработка молока

СОЛОВЬЯНОВ Вячеслав Иванович


Приложения

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ. КИРОВ.

По сообщению облстаткомитета, в январе-июле 2000 года промышленностью Кировской области произведено продукции в действующих ценах на сумму 19616,2 млн. руб. Физический объем произведенной продукции превысил показатель января-июля 1999 г. на 16,8 проц. Практически все отрасли промышленности улучшили свои производственные показатели. Значительный рост отмечен в машиностроении и металлообработке (на 63 проц.), черной металлургии (на 51,1 проц.), мукомольно-крупяной и комбикормовой (на 43,9 проц.), полиграфической (на 30,5 проц.).В период уборки урожая особую актуальность для сельских хозяйств приобретает вопрос снабжения ГСМ. В райсельхозуправлении Сунского района области специально для этих целей была создана служба маркетинга. Еще весной был заключен договор с "ЛУКОЙЛом" на поставку горючего на 2 млн. руб. Благодаря этому хозяйства района закупили топливо не по 6-7 руб., как остальные промышленные предприятия, а в 1,5 раза дешевле.
Пресс-служба Комитета природных ресурсов по Кировской области сообщила, что в территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Комитете рассмотрены отчеты по разведке эксплуатационных запасов подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения завода "Молот" (г. Вятские поляны) и фанерного комбината "Красный якорь" (г. Слободской). Проблема оценки подземных запасов по этим объектам связана с тем, что до сих пор отработка вод производилась из неутвержденных запасов.

Оригинал документа: http://www.adi.ru/texts/ALL/2000/16904395.htm


 

Положение предприятий ВПК

http://i.vpk.ru/vpkrus/regvpk/1_2_vl_43.htm

В 1999г. объем валового продукта промышленности Кировской области возрос на 4% по сравнению с 1998 г. Убыточных предприятий 45%, в 1998г. - 53%. Объем помощи предприятиям в виде льгот, субсидий, инвестиций составил 2 млрд. руб., что на 80% больше, чем в 1998 г.
Оборонный комплекс, дающий в бюджет области 54% средств, получил государственный оборонный заказ всего на 1,8% от своей мощности. Заключены контракты с зарубежными фирмами на 390 млн. долл., что в 30 раз больше, чем в 1998 г.


Власть и проблемы управления

10.04.2000 Кировский приборостроительный завод во второй раз может быть объявлен банкротом. Вопрос будет решаться в июле в областном арбитражном суде. Долг главному кредитору завода - ОАО "Кировэнерго" - составляет 11 млн руб. Федеральному бюджету - 1,274 млн руб. Штрафы и пени - 1,4 млн руб. Между тем, федеральный бюджет в лице МО задолжал заводу 2,5 млн руб.

04.09.2000 23 августа комитет кредиторов "Кировского приборостроительного завода" выбрал нового конкурсного управляющего. Им стал Никита Славянский, сын заместителя главы департамента прмышленности Вячеслава Славянского.

22.09.2000 Состоялось заседание областной комиссии по координации деятельности областных органов, учреждений и организаций по проблеме уничтожения химического оружия на территории области. Члены комиссии обсудили вопрос об организации санитарно-защитной зоны объекта уничтожения химоружия и пришли к единому мнению, что зона должна устанавливаться с учетом всех источников выброса.

Власть и внешнеэкономическая деятельность

26.04.1999 В Кировской области с двухдневным официальным визитом находится делегация Исламской Республики Иран во главе с чрезвычайным и полномочным послом Ирана в России Мехди Сафари. В составе делегации - военный атташе Мохаммад Али Нешат и атташе по вопросам обороны Мохаммад Реза Тогиан. Видное место в программе визита занимают посещения предприятий ВПК. Экспорт вооружений - одна из ставок губернатора Владимира Сергеенкова в промышленной политике области.

Власть и гособоронзаказ

18.01.2000 Директор Федеральной пограничной службы России генерал-полковник Константин Тоцкий совершил поездку в Киров с целью подписания соглашения между Федеральной пограничной службой и администрацией Кировской области о сотрудничестве в социально-экономической и культурной сферах. Программой визита предусмотрено ознакомление с выставкой продукции, выпускаемой местными предприятиями оборонной и легкой промышленности.

04.04.2000 Кресла-катапульты для самолетов и зенитные ракеты производства "Авитек" обеспечены госзаказом на 250 млн. рублей.

05.07.2000 Заместитель Председателя Правительства РФ И. Клебанов прибыл в Киров, ознакомился с работой предприятий ВПК, обсудил с директорами и руководством области вопросы комплектования государственного оборонного заказа.

Региональные инициативы

16.04.99 Принято решение о ликвидации Фонда имущества области. Причиной этому стало завершение приватизации местной собственности. Решение инициировано федеральными властями и утверждено распоряжением губернатора Владимира Сергеенкова. Теперь распоряжаться и продавать предприятия федеральной собственности на территории Кировской области будет специально созданное отделение Российского Фонда Федерального Имущества (РФФИ).

23.09.1999 В области существует и реализуется "Региональная целевая программа реструктуризации предприятий оборонных отраслей промышленности на 1998-2000 годы". Так, в сентябре состоялся рабочий визит в Кировскую область генерального конструктора Вениамина Ефремова.

09.09.1999 Губернатор области В.Н.Сергеенков подписал распоряжение о развитии наукоемких электротехнологий на предприятиях оборонного комплекса.

31.05.2000 Региональная конкурсная комиссия Кировской области рассмотрела заявки предприятий области на участие в программе - конкурсе "100 лучших товаров России". В номинации "Промышленные товары для населения" - коляски "Аленка-2" и "Аннушка" производства ГП "Вятское машиностроительное предприятие "Авитек". В номинации "Продукция производственно-технического назначения" - компрессоры хладоновые серии "ХШВ-8" того же ГП.

Власть и предприятия:

 

Участие в управлении

01.04.2000 В области разработана типовая модель комплексной программы реструктуризации предприятия, на основе которой в 1997-1998 гг. была проведена реструктуризация 14 предприятий различных отраслей промышленности области, в том числе ОАО Вятско-Полянский машиностроительный завод "Молот".

Журнал «Товар-Деньги-Товар» №36, 2000

 

АГЕНТСТВО "ВЯТКА-ЦЕНТР" - МИНИ-МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ?

Светлана ФАЙ

В июне 2000 года при губернаторе Кировской области была создана новая структура - областное государственное унитарное предприятие "Агентство регионального развития "Вятка-центр". "В целях усиления государственного влияния по стратегически важным направлениям жизнеобеспечения Кировской области и роста бюджетного потенциала" - так обозначен смысл создания Агентства в соотвествующем распоряжении В.Н.Сергеенкова.


Возглавил новую структуру Сергей Смирнов, которого губернатор "вывез" из Москвы. Сергею Владимировичу 37 лет, он окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. Губкина по специальности горный инженер. Работал инженером, финансовым директором ВНИИгаз, заместителем генерального директора по экономике еще одного столичного НИИ легкопромышленного профиля. В бизнесе в первую очередь интересен своими обширными связями с тузами финансового мира и политической элитой. Говоря о его знакомствах, в первую очередь называют Б.Абрамовича.

Первым замом Смирнова назначен известный в Кирове предприниматель Александр Дмитриев, в последнее время активно занимавшийся законотворческой работой, создавая для малого бизнеса Вятки правовое поле, которое бы способствовало эффективной работе. Александру
Владимировичу 49 лет, у него два высших образования: Ленинградский политехнический (энергомашиностроительный факультет) и заочный Московский финансово-экономический институт (экономика и организация производства). Широкой общественности известен как президент Лиги предпринимателей и директор объединения "Энергия", специализирующегося на взаимозачетах предприятий с "Кировэнерго" и параллельно ведущего оптово-розничную торговлю. Карьеру начинал с завода "Сельмаш", где работал инженером, заместителем директора по качеству и начальником финансового отдела.

Поскольку предприятие "АРР "Вятка-центр" находится в 100-процентной областной собственности (его уставный капитал в н.в. составляет 84 тыс руб), то напрямую подчиняется департаменту по управлению госсобственности (Г.А.Пентегов). Кроме того, оно имеет ведомственную подчиненность управлению торговли и потребительских услуг (О.П.Колобов), а координировать его деятельность предписано заместителю губернатора В.П.Саблину. "По поручению губернатора" - такая оговорка присутствует в учредительных документах. То есть главным и непосредственным начальником все же остается глава
администрации области.

Вообще, постановлением о создании "АРР "Вятка-центр" определено 13 основных направлений, по которым должна работать новая структура. Но поскольку все они разноплановые и одновременно внедряться не могут,
то первоочередными названы четыре:

1. Содействие привлечению инвестиций в экономику Кировской области.

2. Участие в реструктуризации и реорганизации неэффективно работающих предприятий.

3. Участие в формировании и реализации областного заказа по стратегически важным направлениям жизнедеятельности.

4. Содействие в погашении бюджетных недоимок.

ИНВЕСТИЦИИ

О необходимости серьезных финансовых вливаний в экономику России в целом и Кировской области в частности говорят давно и на разных уровнях. Принимают законы, призванные способствовать улучшению инвестиционного климата, апеллируют к "порядочности" людей, вывезших за границу капиталы, им не принадлежавшие, ведут длинные дискуссии о "золоте партии". А инвестиций нет, как не было.

Так где же их можно реально добыть?

В агентстве называют три возможных источника. Во-первых, это Министерство экономического развития и торговли (как сейчас называется Минэк). Пожалуй, нет в Кировской области человека, который бы смог припомнить хоть один проект, профинансированный Минэком. И в то же время директора наших предприятий регулярно отсылают туда свои проекты, рассчитывая, по-видимому, на чудо или Второе пришествие. А потом сами же жалуются, что их многолетние труды лежат там в виде здоровенных куч и собирают пыль.

Помню, как-то давно приезжал к нам в Вятку кто-то из сильных мира сего, ведающий государственной казной. И сказал он тогда губернатору примерно следующее (в точности воспроизведения его речи за давностию событий
не ручаюсь): "Дать вам, сколько вы просите, не могу - сами понимаете, на всех не набраться. Но вытащить какое-то одно предприятие, которое вы назовете и которое для вас самое стратегически важное, - вытащу. Представьте мне обоснование, и деньги будут".

Посул был такой ошеломляющий - просто царский, - что у всех к небу язык
присох. Вроде, раздавались шепотки: "Весту!" Но что дальше было: удалось ли нашим выбрать что-то самое важное, или Его сиятельство оказался истым хозяином своего слова (в том смысле, что как дал, так и обратно забрал), - не скажу. Просто потому, что не знаю. Точно знаю только то, что никаких инвестиций мы не получили.

Между тем, в "Вятка-центре" утверждают, что пробить в Минэке финансирование хотя бы пары проектов в год - вполне приемлемая задача, если лоббировать это через Госдуму. Вот здесь-то, судя по всему, и рассчитывают на обширные связи Сергея Смирнова. Сам он, как мне показалось, из командировок не вылезает - наверное, договаривается.

Место второе, оно же третье - там, где дают частные инвестиции на конкретного получателя. Это финансово-кредитные учреждения - как местные, так и иногородние и иноземные - вплоть до ЕБРР (Европейского Банка Реконструкции и Развития). Последний сейчас активно продвигает восточную программу,
в которую наши намерены вписаться. Говорят, это не так уж сложно: было бы желание и... связи (см.выше). Плюс - многочисленные благотворительные фонды, где, по идее, тоже могут проникнуться важностью конкретного проекта.

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ

Начнем с того, что упреки в адрес губернатора, со всех трибун говорящего о своем намерении "разобраться" с теми, кто в свое время за ваучеры всю промышленность на корню скупил, нельзя назвать обоснованными. Во-первых, потому, что именно так в большинстве случаев и было. Во-вторых, разобраться
действительно необходимо: многие сделки того времени очень просто признаются ничтожными в суде, поскольку заключались в нарушение ТОГО (очень слабого и несовершенного!) ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Но к иным сделкам не придерешься, хоть, опять же, все сейчас вслух признают, что законодательство было дурное. В принципе, можно было бы напринимать новых законов, чтобы вернуть так бездарно "разбазаренное" имущество в лоно государства. Но все мы понимаем, что от такой деприватизации наша страна окончательно потеряла бы свое политическое лицо, и тогда нам уж точно никаких инвестиций
еще лет 200 не долждаться. Поэтому президент Путин очень твердо сказал, что национализации - ни в каком виде - больше не будет.

Ладно: Бог с теми предприятиями, которые попали за бесценок в частные руки хороших хозяев. Они работают, приносят прибыль, дают налоги. Но беда-то в том, что повезло с хозяевами далеко не всем. Некоторые новые собственники наделали долгов, развалили хозяйство и теперь не знают, что с ним делать.

Если предприятие - признанный судом банкрот, понятно, что им занимается теруправление по делам несостоятельности и банкротству - это вотчина Евгения Хоменка.
Его задача - вернуть деньги кредиторам: если удастся - через реструктуризацию и реанимацию предприятия, если не повезет - через распродажу активов.

А если о банкротстве пока плотно речи не ведется, но уже совершенно очевидно, что прежний собственник предприятия на вытянет, - открывается широкое поле деятельности для Агентства. Оно ведет переговоры о добровольной передаче контрольного пакета акций в АРР "Вятка-центр" - в обмен на конкретную финансовую помощь.
Честно говоря, механизмы оказания этой помощи мне до конца не ясны: судя по всему, что-то будет даваться налоговыми льготами (вероятно, такие решения обязаны проводиться через Облдуму, и какие-то гарантии положительного рассмотрения вопросов у Агентства есть); что-то - прямыми инвестициями (банковские кредиты будут выдаваться на Агентство - под гарантии администрации области, бюджетные и другие залоги).

В АРР "Вятка-центр" таким образом будут аккумулироваться вполне определенные средства - недвижимость, ценные бумаги, оборотный капитал (от прибыли предприятий). Уже сейчас принято решение об участии Агентства в уставных капиталах четырех предприятий; на очереди - еще десять.
Пока говорить о чем-то конкретном в Агентстве воздерживаются: для реализации проектов нужно время (по крайней мере от 6 месяцев до года). Постепенно собственные средства АРР должны вытеснить в востанавливаемых предприятиях кредиты, т.е. их будет достаточно для инвестирования новых объектов.

ОБЛАСТНОЙ ЗАКАЗ

Это еще одно средство для наращения собственных средств и оборотного капитала АРР "Вятка-центр".

Областной заказ всегда был вожделенным кусочком для всех бизнесменов и предпринимателей, поскольку это - определенные объемы и гарантированная оплата. Однако к "бюджетному пирогу" подпускали далеко не всех.

Законодательно и на областном, и на федеральном уровне определено: все сделки, связаные с привлечением бюджетных денег, должны осуществляться хозяйствующими субъектами, выигравшими такое право в открытой конкурсной
борьбе. Но у нас ведь как часто бывает: и о конкурсе должным образом не оповестят, и заявившихся прямо у порога встретят ушатом невыполнимых требований, откажут
по формальным основаниям, а то и прямо на ушко шепнут: шел бы ты, мол, товарищ... Обиженных несть числа, но о своих обидах они предпочитают помалкивать.

Агентство, не будучи наделено полномочиями по контролю за проведением подобных конкурсов собирается-таки его тихо и ненавязчиво осуществлять. Нет, не прямым вмешательством - упаси господь! Просто, на общих со всеми основаниях, подавая свои заявки. Наверное, и жалобы в случае чего сотрудники АРР никуда писать не будут - так, вежливо и корректно,
скажут: "Что-то, дорогие товарищи, вы тут ошибаетесь!"

Но главный-то смысл участия в конкурсах, по-видимому, все же не в контроле. В АРР предполагают, что их удельный вес в областном заказе будет довольно велик (и наверное, не без оснований - прим.ред.). Например, известно о планируемом участии в обеспечении лекарствами и медицинским оборудованием учреждений здравоохранения. И таких стратегически важных направлений жизнеобеспечения наберется немало.

Возникает резонный вопрос: как же Агентство собирается это осуществлять, когда у него ни оборотных средств, опять же, пока нет, ни большого штата (в штатном расписании 20 человек)? "Никто не запрещает заключать договоры подряда", - ответили мне. В принципе, в том, что у предводителя лиги предпринимателей (А.Дмитриева) достаточно знакомых, которым можно доверить выполнение заказа, сомневаться не приходится. Но что-то уж для меня совсем внове, чтобы брал областной заказ один, а выполнял другой...

БЮДЖЕТНЫЕ НЕДОИМКИ

Первая попытка областной власти создать целиком подчиненную структуру, которая бы содействовала возвращению бюджетных недоимок, реализовывая продукцию предприятий-должников, оказалась несчастливой. Все мы помним, что случилось с ОАО "Ресурсы" (детищем В.Десятникова), и как губернатор Сергеенков грозился пересажать все его руководство.

Сейчас, памятуя о старых ошибках, губернатор создает новую структуру. Главная ошибка, как говорят, заключалась в том, что власть имела слишком большое влияние на предприятие и использовала его, как свой карман. Руководству "Ресурсов" приходилось выдавать бесконечные и заведомо безвозвратные кредиты - по указке того губернатора. Куда они шли - потом долго разбирались следственные органы.

Но если раньше, когда хозяйственные связи были разрушены, и склады предприятий ломились от неликвидной продукции, помощь в реализации товаров была уместна, то сейчас лучше самих предприятий никто их продукцию не продаст.

Правда, иногда приходится отдавать продукцию под реализацию, и возврат средств затягивается. Агентство будет содействовать тому, чтобы продукция продавалась по предоплате, а оптовикам предоставлялся существенный дисконт. Это предполагает значительное ускорение в прохождении платежей. А прежде чем попать в бюджет, деньги успеют сделать еще один оборот.

Кроме того, АРР "Вятка-центр" видит свою задачу в том, чтобы сконцентрировать ресурсы предприятий.

* * *

Говорить о других направлениях работы Агентства пока рано. Но читатели наверняка успели обратить внимание на то, что деятельность его идет в притирку с функциями многих областных департаментов и федеральных ведомств. Например, работа по привлечению инвестиций - прямая обязанность Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, находящейся в ведомственном подчинении департамента экономики, а "отлавливать" недоимщиков должны налоговики.

"Мы ни в коем случае не подменяем существующие структуры и не отнимаем у них хлеб", - говорят в Агентстве. - У нас задачи другого плана - отрегулировать "забарахлившие" хозяйственные и экономические механизмы - "рычаги" и "винтики", чтобы они работали и крутились быстрее и с большей отдачей. Если хотите, АРР "Вятка-центр" - это попытка создания мини-модели эффективной экономики".

 


© 2001—2004, Аналитический департамент ЦСИ ПФО,