Территории Коды Игра Закладка  

   Раздел:: ПФО.Метод.Ру

 

Экономическая ситуация в регионах России / Кировская область

Untitled Document

Приложения

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ

КИРОВ

По сообщению облстаткомитета, в январе-июле 2000 года промышленностью Кировской области произведено продукции в действующих ценах на сумму 19616,2 млн. руб. Физический объем произведенной продукции превысил показатель января-июля 1999 г. на 16,8 проц. Практически все отрасли промышленности улучшили свои производственные показатели. Значительный рост отмечен в машиностроении и металлообработке (на 63 проц.), черной металлургии (на 51,1 проц.), мукомольно-крупяной и комбикормовой (на 43,9 проц.), полиграфической (на 30,5 проц.).В период уборки урожая особую актуальность для сельских хозяйств приобретает вопрос снабжения ГСМ. В райсельхозуправлении Сунского района области специально для этих целей была создана служба маркетинга. Еще весной был заключен договор с "ЛУКОЙЛом" на поставку горючего на 2 млн. руб. Благодаря этому хозяйства района закупили топливо не по 6-7 руб., как остальные промышленные предприятия, а в 1,5 раза дешевле.
Пресс-служба Комитета природных ресурсов по Кировской области сообщила, что в территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Комитете рассмотрены отчеты по разведке эксплуатационных запасов подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения завода "Молот" (г. Вятские поляны) и фанерного комбината "Красный якорь" (г. Слободской). Проблема оценки подземных запасов по этим объектам связана с тем, что до сих пор отработка вод производилась из неутвержденных запасов.

Оригинал документа: http://www.adi.ru/texts/ALL/2000/16904395.htm


 

Положение предприятий ВПК

http://i.vpk.ru/vpkrus/regvpk/1_2_vl_43.htm

В 1999г. объем валового продукта промышленности Кировской области возрос на 4% по сравнению с 1998 г. Убыточных предприятий 45%, в 1998г. - 53%. Объем помощи предприятиям в виде льгот, субсидий, инвестиций составил 2 млрд. руб., что на 80% больше, чем в 1998 г.
Оборонный комплекс, дающий в бюджет области 54% средств, получил государственный оборонный заказ всего на 1,8% от своей мощности. Заключены контракты с зарубежными фирмами на 390 млн. долл., что в 30 раз больше, чем в 1998 г.


Власть и проблемы управления

10.04.2000 Кировский приборостроительный завод во второй раз может быть объявлен банкротом. Вопрос будет решаться в июле в областном арбитражном суде. Долг главному кредитору завода - ОАО "Кировэнерго" - составляет 11 млн руб. Федеральному бюджету - 1,274 млн руб. Штрафы и пени - 1,4 млн руб. Между тем, федеральный бюджет в лице МО задолжал заводу 2,5 млн руб.

04.09.2000 23 августа комитет кредиторов "Кировского приборостроительного завода" выбрал нового конкурсного управляющего. Им стал Никита Славянский, сын заместителя главы департамента прмышленности Вячеслава Славянского.

22.09.2000 Состоялось заседание областной комиссии по координации деятельности областных органов, учреждений и организаций по проблеме уничтожения химического оружия на территории области. Члены комиссии обсудили вопрос об организации санитарно-защитной зоны объекта уничтожения химоружия и пришли к единому мнению, что зона должна устанавливаться с учетом всех источников выброса.

Власть и внешнеэкономическая деятельность

26.04.1999 В Кировской области с двухдневным официальным визитом находится делегация Исламской Республики Иран во главе с чрезвычайным и полномочным послом Ирана в России Мехди Сафари. В составе делегации - военный атташе Мохаммад Али Нешат и атташе по вопросам обороны Мохаммад Реза Тогиан. Видное место в программе визита занимают посещения предприятий ВПК. Экспорт вооружений - одна из ставок губернатора Владимира Сергеенкова в промышленной политике области.

Власть и гособоронзаказ

18.01.2000 Директор Федеральной пограничной службы России генерал-полковник Константин Тоцкий совершил поездку в Киров с целью подписания соглашения между Федеральной пограничной службой и администрацией Кировской области о сотрудничестве в социально-экономической и культурной сферах. Программой визита предусмотрено ознакомление с выставкой продукции, выпускаемой местными предприятиями оборонной и легкой промышленности.

04.04.2000 Кресла-катапульты для самолетов и зенитные ракеты производства "Авитек" обеспечены госзаказом на 250 млн. рублей.

05.07.2000 Заместитель Председателя Правительства РФ И. Клебанов прибыл в Киров, ознакомился с работой предприятий ВПК, обсудил с директорами и руководством области вопросы комплектования государственного оборонного заказа.

Региональные инициативы

16.04.99 Принято решение о ликвидации Фонда имущества области. Причиной этому стало завершение приватизации местной собственности. Решение инициировано федеральными властями и утверждено распоряжением губернатора Владимира Сергеенкова. Теперь распоряжаться и продавать предприятия федеральной собственности на территории Кировской области будет специально созданное отделение Российского Фонда Федерального Имущества (РФФИ).

23.09.1999 В области существует и реализуется "Региональная целевая программа реструктуризации предприятий оборонных отраслей промышленности на 1998-2000 годы". Так, в сентябре состоялся рабочий визит в Кировскую область генерального конструктора Вениамина Ефремова.

09.09.1999 Губернатор области В.Н.Сергеенков подписал распоряжение о развитии наукоемких электротехнологий на предприятиях оборонного комплекса.

31.05.2000 Региональная конкурсная комиссия Кировской области рассмотрела заявки предприятий области на участие в программе - конкурсе "100 лучших товаров России". В номинации "Промышленные товары для населения" - коляски "Аленка-2" и "Аннушка" производства ГП "Вятское машиностроительное предприятие "Авитек". В номинации "Продукция производственно-технического назначения" - компрессоры хладоновые серии "ХШВ-8" того же ГП.

Власть и предприятия:

 

Участие в управлении

01.04.2000 В области разработана типовая модель комплексной программы реструктуризации предприятия, на основе которой в 1997-1998 гг. была проведена реструктуризация 14 предприятий различных отраслей промышленности области, в том числе ОАО Вятско-Полянский машиностроительный завод "Молот".

Журнал «Товар-Деньги-Товар» №36, 2000

 

АГЕНТСТВО "ВЯТКА-ЦЕНТР" - МИНИ-МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ?

Светлана ФАЙ

В июне 2000 года при губернаторе Кировской области была создана новая структура - областное государственное унитарное предприятие "Агентство регионального развития "Вятка-центр". "В целях усиления государственного влияния по стратегически важным направлениям жизнеобеспечения Кировской области и роста бюджетного потенциала" - так обозначен смысл создания Агентства в соотвествующем распоряжении В.Н.Сергеенкова.


Возглавил новую структуру Сергей Смирнов, которого губернатор "вывез" из Москвы. Сергею Владимировичу 37 лет, он окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. Губкина по специальности горный инженер. Работал инженером, финансовым директором ВНИИгаз, заместителем генерального директора по экономике еще одного столичного НИИ легкопромышленного профиля. В бизнесе в первую очередь интересен своими обширными связями с тузами финансового мира и политической элитой. Говоря о его знакомствах, в первую очередь называют Б.Абрамовича.

Первым замом Смирнова назначен известный в Кирове предприниматель Александр Дмитриев, в последнее время активно занимавшийся законотворческой работой, создавая для малого бизнеса Вятки правовое поле, которое бы способствовало эффективной работе. Александру
Владимировичу 49 лет, у него два высших образования: Ленинградский политехнический (энергомашиностроительный факультет) и заочный Московский финансово-экономический институт (экономика и организация производства). Широкой общественности известен как президент Лиги предпринимателей и директор объединения "Энергия", специализирующегося на взаимозачетах предприятий с "Кировэнерго" и параллельно ведущего оптово-розничную торговлю. Карьеру начинал с завода "Сельмаш", где работал инженером, заместителем директора по качеству и начальником финансового отдела.

Поскольку предприятие "АРР "Вятка-центр" находится в 100-процентной областной собственности (его уставный капитал в н.в. составляет 84 тыс руб), то напрямую подчиняется департаменту по управлению госсобственности (Г.А.Пентегов). Кроме того, оно имеет ведомственную подчиненность управлению торговли и потребительских услуг (О.П.Колобов), а координировать его деятельность предписано заместителю губернатора В.П.Саблину. "По поручению губернатора" - такая оговорка присутствует в учредительных документах. То есть главным и непосредственным начальником все же остается глава
администрации области.

Вообще, постановлением о создании "АРР "Вятка-центр" определено 13 основных направлений, по которым должна работать новая структура. Но поскольку все они разноплановые и одновременно внедряться не могут,
то первоочередными названы четыре:

1. Содействие привлечению инвестиций в экономику Кировской области.

2. Участие в реструктуризации и реорганизации неэффективно работающих предприятий.

3. Участие в формировании и реализации областного заказа по стратегически важным направлениям жизнедеятельности.

4. Содействие в погашении бюджетных недоимок.

ИНВЕСТИЦИИ

О необходимости серьезных финансовых вливаний в экономику России в целом и Кировской области в частности говорят давно и на разных уровнях. Принимают законы, призванные способствовать улучшению инвестиционного климата, апеллируют к "порядочности" людей, вывезших за границу капиталы, им не принадлежавшие, ведут длинные дискуссии о "золоте партии". А инвестиций нет, как не было.

Так где же их можно реально добыть?

В агентстве называют три возможных источника. Во-первых, это Министерство экономического развития и торговли (как сейчас называется Минэк). Пожалуй, нет в Кировской области человека, который бы смог припомнить хоть один проект, профинансированный Минэком. И в то же время директора наших предприятий регулярно отсылают туда свои проекты, рассчитывая, по-видимому, на чудо или Второе пришествие. А потом сами же жалуются, что их многолетние труды лежат там в виде здоровенных куч и собирают пыль.

Помню, как-то давно приезжал к нам в Вятку кто-то из сильных мира сего, ведающий государственной казной. И сказал он тогда губернатору примерно следующее (в точности воспроизведения его речи за давностию событий
не ручаюсь): "Дать вам, сколько вы просите, не могу - сами понимаете, на всех не набраться. Но вытащить какое-то одно предприятие, которое вы назовете и которое для вас самое стратегически важное, - вытащу. Представьте мне обоснование, и деньги будут".

Посул был такой ошеломляющий - просто царский, - что у всех к небу язык
присох. Вроде, раздавались шепотки: "Весту!" Но что дальше было: удалось ли нашим выбрать что-то самое важное, или Его сиятельство оказался истым хозяином своего слова (в том смысле, что как дал, так и обратно забрал), - не скажу. Просто потому, что не знаю. Точно знаю только то, что никаких инвестиций мы не получили.

Между тем, в "Вятка-центре" утверждают, что пробить в Минэке финансирование хотя бы пары проектов в год - вполне приемлемая задача, если лоббировать это через Госдуму. Вот здесь-то, судя по всему, и рассчитывают на обширные связи Сергея Смирнова. Сам он, как мне показалось, из командировок не вылезает - наверное, договаривается.

Место второе, оно же третье - там, где дают частные инвестиции на конкретного получателя. Это финансово-кредитные учреждения - как местные, так и иногородние и иноземные - вплоть до ЕБРР (Европейского Банка Реконструкции и Развития). Последний сейчас активно продвигает восточную программу,
в которую наши намерены вписаться. Говорят, это не так уж сложно: было бы желание и... связи (см.выше). Плюс - многочисленные благотворительные фонды, где, по идее, тоже могут проникнуться важностью конкретного проекта.

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ

Начнем с того, что упреки в адрес губернатора, со всех трибун говорящего о своем намерении "разобраться" с теми, кто в свое время за ваучеры всю промышленность на корню скупил, нельзя назвать обоснованными. Во-первых, потому, что именно так в большинстве случаев и было. Во-вторых, разобраться
действительно необходимо: многие сделки того времени очень просто признаются ничтожными в суде, поскольку заключались в нарушение ТОГО (очень слабого и несовершенного!) ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Но к иным сделкам не придерешься, хоть, опять же, все сейчас вслух признают, что законодательство было дурное. В принципе, можно было бы напринимать новых законов, чтобы вернуть так бездарно "разбазаренное" имущество в лоно государства. Но все мы понимаем, что от такой деприватизации наша страна окончательно потеряла бы свое политическое лицо, и тогда нам уж точно никаких инвестиций
еще лет 200 не долждаться. Поэтому президент Путин очень твердо сказал, что национализации - ни в каком виде - больше не будет.

Ладно: Бог с теми предприятиями, которые попали за бесценок в частные руки хороших хозяев. Они работают, приносят прибыль, дают налоги. Но беда-то в том, что повезло с хозяевами далеко не всем. Некоторые новые собственники наделали долгов, развалили хозяйство и теперь не знают, что с ним делать.

Если предприятие - признанный судом банкрот, понятно, что им занимается теруправление по делам несостоятельности и банкротству - это вотчина Евгения Хоменка.
Его задача - вернуть деньги кредиторам: если удастся - через реструктуризацию и реанимацию предприятия, если не повезет - через распродажу активов.

А если о банкротстве пока плотно речи не ведется, но уже совершенно очевидно, что прежний собственник предприятия на вытянет, - открывается широкое поле деятельности для Агентства. Оно ведет переговоры о добровольной передаче контрольного пакета акций в АРР "Вятка-центр" - в обмен на конкретную финансовую помощь.
Честно говоря, механизмы оказания этой помощи мне до конца не ясны: судя по всему, что-то будет даваться налоговыми льготами (вероятно, такие решения обязаны проводиться через Облдуму, и какие-то гарантии положительного рассмотрения вопросов у Агентства есть); что-то - прямыми инвестициями (банковские кредиты будут выдаваться на Агентство - под гарантии администрации области, бюджетные и другие залоги).

В АРР "Вятка-центр" таким образом будут аккумулироваться вполне определенные средства - недвижимость, ценные бумаги, оборотный капитал (от прибыли предприятий). Уже сейчас принято решение об участии Агентства в уставных капиталах четырех предприятий; на очереди - еще десять.
Пока говорить о чем-то конкретном в Агентстве воздерживаются: для реализации проектов нужно время (по крайней мере от 6 месяцев до года). Постепенно собственные средства АРР должны вытеснить в востанавливаемых предприятиях кредиты, т.е. их будет достаточно для инвестирования новых объектов.

ОБЛАСТНОЙ ЗАКАЗ

Это еще одно средство для наращения собственных средств и оборотного капитала АРР "Вятка-центр".

Областной заказ всегда был вожделенным кусочком для всех бизнесменов и предпринимателей, поскольку это - определенные объемы и гарантированная оплата. Однако к "бюджетному пирогу" подпускали далеко не всех.

Законодательно и на областном, и на федеральном уровне определено: все сделки, связаные с привлечением бюджетных денег, должны осуществляться хозяйствующими субъектами, выигравшими такое право в открытой конкурсной
борьбе. Но у нас ведь как часто бывает: и о конкурсе должным образом не оповестят, и заявившихся прямо у порога встретят ушатом невыполнимых требований, откажут
по формальным основаниям, а то и прямо на ушко шепнут: шел бы ты, мол, товарищ... Обиженных несть числа, но о своих обидах они предпочитают помалкивать.

Агентство, не будучи наделено полномочиями по контролю за проведением подобных конкурсов собирается-таки его тихо и ненавязчиво осуществлять. Нет, не прямым вмешательством - упаси господь! Просто, на общих со всеми основаниях, подавая свои заявки. Наверное, и жалобы в случае чего сотрудники АРР никуда писать не будут - так, вежливо и корректно,
скажут: "Что-то, дорогие товарищи, вы тут ошибаетесь!"

Но главный-то смысл участия в конкурсах, по-видимому, все же не в контроле. В АРР предполагают, что их удельный вес в областном заказе будет довольно велик (и наверное, не без оснований - прим.ред.). Например, известно о планируемом участии в обеспечении лекарствами и медицинским оборудованием учреждений здравоохранения. И таких стратегически важных направлений жизнеобеспечения наберется немало.

Возникает резонный вопрос: как же Агентство собирается это осуществлять, когда у него ни оборотных средств, опять же, пока нет, ни большого штата (в штатном расписании 20 человек)? "Никто не запрещает заключать договоры подряда", - ответили мне. В принципе, в том, что у предводителя лиги предпринимателей (А.Дмитриева) достаточно знакомых, которым можно доверить выполнение заказа, сомневаться не приходится. Но что-то уж для меня совсем внове, чтобы брал областной заказ один, а выполнял другой...

БЮДЖЕТНЫЕ НЕДОИМКИ

Первая попытка областной власти создать целиком подчиненную структуру, которая бы содействовала возвращению бюджетных недоимок, реализовывая продукцию предприятий-должников, оказалась несчастливой. Все мы помним, что случилось с ОАО "Ресурсы" (детищем В.Десятникова), и как губернатор Сергеенков грозился пересажать все его руководство.

Сейчас, памятуя о старых ошибках, губернатор создает новую структуру. Главная ошибка, как говорят, заключалась в том, что власть имела слишком большое влияние на предприятие и использовала его, как свой карман. Руководству "Ресурсов" приходилось выдавать бесконечные и заведомо безвозвратные кредиты - по указке того губернатора. Куда они шли - потом долго разбирались следственные органы.

Но если раньше, когда хозяйственные связи были разрушены, и склады предприятий ломились от неликвидной продукции, помощь в реализации товаров была уместна, то сейчас лучше самих предприятий никто их продукцию не продаст.

Правда, иногда приходится отдавать продукцию под реализацию, и возврат средств затягивается. Агентство будет содействовать тому, чтобы продукция продавалась по предоплате, а оптовикам предоставлялся существенный дисконт. Это предполагает значительное ускорение в прохождении платежей. А прежде чем попать в бюджет, деньги успеют сделать еще один оборот.

Кроме того, АРР "Вятка-центр" видит свою задачу в том, чтобы сконцентрировать ресурсы предприятий.

* * *

Говорить о других направлениях работы Агентства пока рано. Но читатели наверняка успели обратить внимание на то, что деятельность его идет в притирку с функциями многих областных департаментов и федеральных ведомств. Например, работа по привлечению инвестиций - прямая обязанность Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, находящейся в ведомственном подчинении департамента экономики, а "отлавливать" недоимщиков должны налоговики.

"Мы ни в коем случае не подменяем существующие структуры и не отнимаем у них хлеб", - говорят в Агентстве. - У нас задачи другого плана - отрегулировать "забарахлившие" хозяйственные и экономические механизмы - "рычаги" и "винтики", чтобы они работали и крутились быстрее и с большей отдачей. Если хотите, АРР "Вятка-центр" - это попытка создания мини-модели эффективной экономики".


© 2001—2004, Аналитический департамент ЦСИ ПФО,